Как правильно обращаться с жалобой в Роспотребнадзор
По каким вопросам можно обращаться в Роспотребнадзор
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти. В его функции входит надзор за соблюдением прав потребителей и санитарно-эпидемиологических норм. Деятельность Роспотребнадзора и его территориальных управлений регулируется несколькими нормативыми актами федерального уровня и внутриведомственными нормативными актами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N°322 к функциям Роспотребнадзора также относятся:
- проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства РФ (в пределах компетенции);
- надзор за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров;
- надзор за соответствием информационной продукции требованиям законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (в части её классификации и размещения на такой продукции соответствующего знака);
- определение критериев существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;
- утверждение перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
- установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений;
- контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов (Постановление Правительства РФ от 14.12.2009 N°1009);
- иные функции по регистрации, лицензированию и др.
Для разрешения вопросов, входящих в компетенцию службы, Роспотребнадзор организует приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок (п.5.12 Постановления N°322).
По результатам обращения гражданина в отношении изготовителя (исполнителя, продавца) в течение месяца может быть проведена проверка и выдано предписание об устранении нарушений, послуживших причиной обращения. Также указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности или в качестве ответчиков по иску в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.
В какой форме нужно обращаться в Роспотребнадзор
Взаимодействие Федеральной службы с гражданами проводится согласно требованиям Федерального закона от 02.05.2006 N°59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Регламента Роспотребнадзора (утверждённого Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N°762) и Приказа от 05.03.2009 N°279 «Об организации работы «горячей линии» в Роспотребнадзоре».
Согласно действующим нормам, обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора граждане могут на личном приёме устно (с паспортом), направив письменное обращение (жалобу, запрос) в том числе посредством сети «Интернет», а также позвонив по телефону горячей линии. Обращение может быть индивидуальным или коллективным.
Обращение должно содержать наименование госучреждения или сведения о должностном лице, которому оно направляется, сведения о заявителе (анонимные обращения не рассматриваются), а также адрес для обратной связи. Далее в хронологическом порядке указываются обстоятельства, послужившие поводом для обращения и наименование организации, где они имели место. Обращение или жалоба должны содержать просьбу о содействии в защите законных прав и интересов, пресечении нарушений как в отношении заявителя, так и других лиц (со ссылками на нормы закона). Также в обоснование доводов могут быть приложены документы и файлы. Обязательны личная подпись и дата написания обращения.
Для получения информации о деятельности Роспотребнадзора может быть направлен запрос в соответствии с Законом об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, а также можно позвонить по телефону «горячей линии». Кроме того, по телефону производятся консультации населения и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Роспотребнадзора, а также, при необходимости, оказывается помощь в решении возникших проблем. Согласно приказу, работа по звонкам ведётся с 1000 до 1700 без перерыва, ссылаться на отсутствие компетентного лица сотрудники Роспотребнадзора не вправе и для дачи исчерпывающего ответа должны по требованию обратившегося связать его с руководителем территориального управления Роспотребнадзора (п.13.2 Приказа от 05.03.2009 N°279), который несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на управление функций и полномочий.